26 сентября 2012г. Госдума в первом чтении приняла Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». Ранее, 20 сентября 2012г. был организован круглый стол, в котором принимали участия представители Государственной Думы, Генпрокуратуры, Общественной палаты и т.д. В процессе работы круглого стола обсуждались важные вопросы, посвящённые вопросам опёки и попечительства в определённых семьях.
Дело в том, что по нашим существующим законам, социальные службы осуществляет роль опёки в тех семьях, которые в этом нуждаются, как правило – это «трудные» семьи, семьи которые находятся в трудных жизненных ситуациях, так называемом социально опасном положении.
Цель нового законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» – ввести социальный патронат – это будет новая форма индивидуальной работы не только с ребёнком, который живёт в семье, находящейся в социально опасном положении, но и с его родителями. Этот вид опёки будет выполнять профилактическую роль.
Органами опеки социальный патронат будет устанавливаться в тех семьях, в которых не возможно гармоничное – интеллектуальное, нравственное воспитание человека. Этому вопросу необходимо уделить особое внимание, т.к. все мы понимаем, что семьи, которые находятся в социально опасном положении своими действиями, порой, создают условия, в которых не возможно не только воспитывать человека, но и нормально жить. Но ведь не редко возникают и такие ситуации, когда семью, которая попала в тяжёлую ситуацию ещё можно сохранить, родителей не лишать родительских прав, а детей не помещать необдуманно в спец. сиротские учреждения.
Таким образом, социальный патронат предусматривает помощь всей семье – дети совместно со своими родителями смогут получать помощь социальных психологов, педагогов, юристов, медиков и т.д Родители смогут пройти лечение, им помогут найти работу, оформить нужные льготы и т.о. исправить положение в «трудной» семье в лучшую сторону. Этот вид опёки выступает как альтернатива жестокому лишению родительских прав. Заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк уточнила, что нововведение позволит сократить затраты государства на содержание детей в сиротских учреждениях. Так, в среднем на содержание ребенка в детдоме ежегодно уходит от 400 тыс. до 1 млн рублей.
На круглом столе отметили, что по данным статистики, работа, проводимая в России по профилактике социального сиротства на сегодняшний момент времени, не эффективна. Слишком часто происходит так, что родителей лишают прав на ребёнка, не разобравшись в создавшейся ситуации, слишком рано. Ребёнка помешают в детдом. Порой от этого страдают и родители и дети – ведь такая мера должна применяться тогда, когда уже ничего сделать не возможно – ситуацию ничем не исправить. Раньше, по инициативе местных властей социальный патронат был введен в Москве, Калужской, Мурманской, Алтайской, Астраханской, Курской областях и в Пермском крае. В Мурманской области, например, число родителей, лишенных родительских прав, за три года введения патроната, снизилось на 16%.
В ходе работы обсуждаемого круглого стола, выяснилось также, что социальный патронат может привести и к негативным последствиям. Об этом спорили участники. Например, Председатель отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин опасается, что расплывчатые формулировки законопроекта могут "привести к произволу” со стороны органов опеки. Он предлагает "гарантировать родителям право на воспитание детей” (с).
Были и те, кто выступал против предполагаемого нововведения. Например, Президент Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр” Сергей Кургинян рассказал о прошедших в регионах страны митингах против введения социального патроната.
Родители боятся того, того что государство сможет теперь оказывать слишком сильное давление на семью – в мае по этому поводу было произведено обращение к Президенту, под которым подписались 134 тыс. человек. Член Центрального совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольга Леткова указала, что как юрист, считает, что в законопроекте нет механизма реальной помощи «трудным» семьям.
В итоге работы участники пришли к выводу, что критерии понятия социального патроната должны быть более чётко обозначены, было внесено предложение о том, что органы опёки должны будут лишь назначать меру «социального патроната», но не осуществлять его на деле.